кривда
111СКОНЧАВАТЬ — малоуп. скончать что, о(по, за)канчивать, кончать, приводить к концу, доделать, решить, заключить. Взявшись за дело, скончавай, кончай, оканчивай. Купцы на ярмарка все дела скончали. Молчать, так и дело не скончать. ся, быть кончену; | кончиться …
112СТРОПОТА — жен., церк. кривизна, крутое уклоненье от прямизны; лживость, кривда; упорство, строптивость, сопротивность. Объявлены стропоты лукавнований, Соборник. см. стромы и строп: стромы (стремить, стремнина) и стропила одно и то же, а стромкий и… …
113ШУЙЦА — жен., церк. шулепа пермяц. шульга пермяц., архан. левая рука, левица, левша, пакша, ·противоп. десница, десная, правая рука, правица, правша. Шуий, левый, О шуюю или о шую, почему и шуя говорят вместо шуйца. | Шуя, растение овесец, козляк, Bromus …
114ГОЛУБИНАЯ КНИГА — памятник древней русской духовности и поэзии, свое название получила от слова «глубина», так как в ней содержалась «глубинка», премудрость знаний о происхождении мира, объяснялись сложные явления природы. Название «Глубина» нередко давалось… …
115ПРАВДА — 1. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Одно из высших понятий Святой Руси. «Не в силе Бог, а в правде», говорил русский человек, подразумевая под ней меру добра и совести, абсолютную истину души. «Без веры… …
116ДОБРО И ЗЛО — Противопоставление Д. и з. играет важную роль в дуалистических мифах, где каждый из персонажей и символов относится либо к положительному ряду как носитель добра, либо к отрицательному ряду как воплощение злого начала. В частности, в… …
117ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ МИФЫ — Основаны на противопоставлении двух рядов мифологических символов, признаваемых полезными или вредными для данного племени (или его части, например фратрии). Социальным и культурно историческим контекстом ранних Д. м., как показали исследования А …
118СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и… …
119Айхенвальд — Юлий Исаевич (1872–) литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905–1917, в эпоху господства модернизма и эстетизма в русской литературе. А. окончил Новороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице,… …
120Асеев — Николай Николаевич (1889–) совр. русский поэт. В войну 1914–1918 мобилизован. После Октябрьской революции живет во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете, печатает там антиинтервенционистские политические… …